Интересный герой или зацикленность автора?

Нравится ли вам ваш главный герой? И если нравится, то насколько? Не возникает ли желания посвятить всю книгу только ему, его чувствам и переживаниям, а всех остальных персонажей и сам сюжет сделать всего лишь обрамлением его яркого и неповторимого образа?

Открыла для себя эту фишку в самиздатовских книгах. Фишка не уникальная, встречается во многих работах. А вот хорошая она или плохая — вопрос открытый. Наверняка многим нравится, иначе бы такое не писали и не читали.

Представьте себе объёмную, на 20+ АЛ книгу, написанную исключительно гладко и грамотно, сюжет выстроен терпимо, занудных растянутых моментов не больше сотни — в общем, читать можно. Приключения, фэнтези, низкий рейтинг — казалось бы, читай да радуйся! Ан нет, с самых первых страниц мешает какая-то непонятная мелочь. И на середине одной из таких работ я смогла эту мелочь отловить.

Вся книга — панегирик главному герою. Сюжет — как приложение к нему. Нет чего-то таинственного, приключенческого в описываемом мире, а если и есть, то на задворках и практически не используется в сюжете, весь мир вертится вокруг личности ГГ. Все события направлены на то, чтобы раскрыть его характер, разглядеть ГГ со всех сторон, прочувствовать его эмоциональные переживания, может быть даже — влюбить в него читателей. А события и мир — побоку. В книге как будто ничего не происходит, кроме Героя.

Герой в таких романах действительно хороший парень и однозначно положительный персонаж. Он борется за справедливость, совершает подвиги, побеждает чудовищ, спасает слабых. Иногда сам бывает бит —для реалистичности. Повторяю, книги эти написаны добротно и гладко, без нагибаторства и нарочитого любования своим придуманным персонажем. Если это любование и есть, то оно очень хорошо закамуфлировано. Важно: речь не о Мэри/Марти Сью. МС вполне может быть героем интересной книги - та же Мэри Поппинс, например. Но там кроме ГГ есть и события, и другие интересные герои, и смысл. В МС как таковом ничего плохого нет, если он правильно вписан в роман. А я сейчас говорю о другом герое -  неидеальном, самом обычном, хотя и добром.

Такого есть за что полюбить. Но кроме него, в книге нет НИЧЕГО. Конечно, Герой решает задачи и влипает в ситуации, но все они почему-то связаны только с его личностью — либо он кому-то не угодил, и ему вставляют палки в колёса, либо кому-то, наоборот, понравился, и за ним гоняются из лучших побуждений, либо он внезапно оказывается наследным принцем со всеми вытекающими — но опять же, не его голубая кровь нужна для развития сюжета, а наоборот.

Ни одна проблема в книге не возникает сама по себе или по воле сильных мира сего (точнее, того — авторского), все приключения завязаны исключительно на Главном Герое. Не на второстепенном! Не на какой-то там королеве с подвесками или Чёрном Властелине, который и на страницах-то почти не появляется, хотя заварил всю кашу. Причиной всего, что происходит в книге, является ГГ и только ГГ. Это примерно как любовный роман, но без любовного романа. Проще говоря, вся книга посвящена придуманной личности, с героя всё начинается и им же кончается. Его персона перевешивает все остальные особенности мира.

Если читатель сумел зафанатеть по этому чужому придуманному персонажу — то всё отлично. А если нет? Будет ли ему интересно читать дальше?

Вот тут-то и подвох. В таких произведениях приключенческая и описательная части не дотягивают до великолепия ГГ, а зачастую вообще отсутствуют, и если ГГ неприятен (да-да, такое бывает! Даже самые распрекрасные няшки нравятся не всем!) — чтение могут бросить на середине, а то и раньше. Мы же говорим не о фанфике, где фанатеть по герою сам бог велел, а об оригинальном произведении. (К слову: в качественных фанфиках такого не наблюдается, и они ничуть не хуже книг, просто к ним другие требования. Фанфику, насколько мне известно, прощается больше, чем ориджу.)

Мне всегда казалось, что в приключенческой литературе, и в фэнтези в том числе, на первом месте должна быть Тайна, или Проблема, или Погоня, а главные герои — лишь приложение к ней. Если они получились яркими и интересными — респект автору. Если вышли бледноватыми и слегка шаблонными — не страшно. На картонных героях можно отлично выехать, если сюжет лихо закручен, а мир интересен и полон непознанного, ведь фэнтези предоставляет неограниченные возможности!

Думаю, примеры приводить не нужно — все читали приключенческую литературу, хотя бы в подростковые годы. В доброй половине книг этого жанра, включая классические, персонажи не столько личности, сколько амплуа: Главный Положительный Герой, Друг ГГ, Возлюбленная ГГ, Шут Гороховый, Жертва На Заклание, Главный Злодей и т. д. И роман от этого хуже не становится — жанр позволяет. Даже если от ГГ попахивает картоном либо он несимпатичен, приключения и тайны вытягивают книгу. Должны вытягивать.

Но представим, что вся книга только о Нём — о самом прекрасном в мире персонаже. А он вам, вот беда, не интересен ни как человек, ни как клинический случай. Может быть, тайна вон того старого замка на холме удержит ваше внимание? Но в книге нет ни тайны, ни замка. Тогда, может быть, магический эксперимент над несчастными жертвами заставит вас с головой погрузиться в сюжет? Упс. Нет здесь никакого эксперимента, герои вскользь поговорили о нём в третьей главе, но больше эту тему не поднимали. А ведь так хорошо всё начиналось…

Неужели подобный литературный ход является ошибкой? Сложно сказать. Вообще в сетературе немного иные законы и традиции, чем в Большой Литературе. Здесь, на площадках самиздата, правило «не нравится — не читайте» действует сильнее, чем правила русского языка и правила композиции книги. Мы пишем, что хотим и как хотим, частенько для развлечения, и не так уж много авторов желают оттачивать мастерство. Так что сходу отговаривать всех от написания панегириков своему выдуманному герою не буду, моя цель — обозначить проблему. Иногда автор впроцессника чувствует, что работа над книгой не клеится, а в чём дело, понять не может. И не исключено, что он просто зациклился на главном герое, сам того не осознавая. Такая беда поправима, нужно лишь пересмотреть композицию и сделать уже написанную часть книги объёмнее — добавить к Герою чего-нибудь ещё: приключений, интриг, проблем, второстепенных персонажей, да и описания локаций не помешают. После этого должно пойти как по маслу!

Автор всегда прав, особенно тот автор, чью книгу не проверяет редактор, поэтому на литсайте со своими героями можно делать всё, чего душа пожелает. Справедливости ради нужно сказать, что сейчас и в издательствах требования попроще, чем в советские времена, и на прилавках книжных магазинов можно встретить всякое. Но если хочется написать что-то, как говорится, «на уровне», то зацикливаться на образе героя, пусть даже и любимого, нельзя. Нельзя ставить телегу впереди лошади, а героя впереди сюжета.

Буду рада, если мои рассуждения оказались для кого-то интересными или помогли справиться с творческим ступором.

3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
John
2 лет назад

Отличная статья. Раскрыты и рассмотрены главные ошибки, которые можно совершить при желании написать приключенческую книгу.
Спасибо за рассмотрение данного вопроса!

Shizik
Shizik
2 лет назад

У меня к ГГ ещё десяток или больше «второстепенных» добавляется. Которых я могу полюбить ещё больше

Оля Янна
1 год назад

Я вчера сидела и думала, что же не так с моей книгой, а оказалось, что у меня весь сюжет вращается вокруг одного человека! Спасибо за статью, ушла исправьять ситуацию)))))